Всемирный день науки за мир и развитие 2021 - Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской област

Всемирный день науки за мир и развитие 2021

Среда,  10  Ноябрь  2021


Тема 10 ноября 2021 года — «Построить сообщества, готовые к изменению климата». Этот девиз обращает наше внимание на самый серьезный вызов, стоящий сейчас перед человечеством.

Наводнения и аномальная жара, экономические и социальные потрясения, угроза голода и пандемия COVID-19 — все эти бедствия тесно связаны с глобальным изменением климата. Чтобы не только преодолеть все испытания и наверстать потерянное, но и выйти из кризиса лучше, устойчивее и более экологично, человечество должно действовать сообща.

Ключевая роль в преодолении климатического кризиса будет, несомненно, принадлежать науке. Инновационные, ответственные решения для дальнейшего развития общества могут не только существенно замедлить глобальное потепление, но и в целом улучшить нашу жизнь. Новые открытия и разработки ученых позволят сократить издержки, победить болезни, предотвратить голод. Внедрение инноваций создает целые отрасли экономики, новые рабочие места, и вообще улучшает наш уровень жизни.

Для достижения лучшего будущего наука не только должна открыто взаимодействовать со всем обществом, в первую очередь ученые должны открыто взаимодействовать друг с другом. Все ученые должны иметь возможность свободно делиться результатами своей работы и оперативно получать доступ к исследованиям коллег по всему миру. Текущая модель закрытой науки искусственно создает неравенство и практически лишает права на научный прогресс всех, кроме элиты.

В 2021 году исполняется 20 лет со времени проведения первого дня науки за мир и развитие, и ЮНЕСКО пользуется этим случаем, чтобы напомнить о важности развития открытой науки для всех нас. Это важно для развития человечества, и является необходимым условием для преодоления глобальных вызовов, в частности, для построения сообществ, готовых к изменению климата.

Всемирный день науки за мир и развитие отмечается ежегодно 10 ноября. Впервые объявленный ЮНЕСКО в 2001 году, день посвящен углублению диалога между учеными и широкой общественностью, и подчеркивает то значение, которая наука имеет для всех нас.

 



Вплоть до начала Нового времени ученые не стремились делиться результатами своих исследований. Во-первых, до развития книгопечатания это было сложно сделать технически. В основном ученые вели личную переписку с коллегами и работали независимо друг от друга. Второй же значимой причиной была невозможность избежать плагиата и закрепить за собой первенство открытия. Ученые даже шифровали свои записи, чтобы неподтвержденные гипотезы не стали достоянием общественности до их доказательства. Многие скрывали свои изобретения до тех пор, пока не удавалось извлечь из них выгоду.

Научная революция сделала науку и более открытой. Как сами ученые начали испытывать нужду обмениваться своими открытиями и обсуждать их на международном уровне, так и общество все живее интересовалось новшествами в сфере, раньше привлекавшей только узкий круг интеллектуалов. Наука навсегда изменила образ мира. Революционные открытия в медицине позволили победить болезни, веками терзавшие человечество. Прогресс в сельском хозяйстве позволил накормить голодающих и обеспечил взрывной рост населения. Открытие электричества и энергии пара улучшило общий уровень жизни населения.

 



Но была у прогресса и обратная сторона: загрязнение окружающей среды, увеличение имущественного неравенства, разрыва в уровне жизни между европейскими странами и остальным миром. Наконец, именно наука создала доселе невиданное оружие: от динамита до ядерной бомбы.

Общественность всегда смотрела на науку с восхищением и опаской. Вера в светлое будущее, обещаемое прогрессом, сменялась опасением перед разрушительной мощью не до конца понятных сил природы. В кризисные времена на ученых всегда возлагаются большие надежды, и одновременно их же часто винят в бедах цивилизации. Такая тенденция сохраняется и сегодня. После начала пандемии Covid-19 это стало наиболее актуально. Несмотря на беспрецедентный уровень мобилизации научного общества и на ту поддержку, которую получили врачи и ученые, так же ярко проявилась и обратная сторона.

ВОЗ назвал это явление «инфодемией» или информационной пандемией. Огромное количество непроверенной и часто лживой информации захлестнуло интернет. Панические и разжигающие ненависть высказывания заполнили информационное пространство, заглушив собой разумные доводы. Эксперт ЮНЕСКО Фуад Ларуи с сожалением отмечает: «За последние 20 лет в обществе укрепилось мнение, что наука — это религия или система убеждений, ничем не отличающаяся от других. Это очень опасно.»

Между критикой, которая обрушилась в XVIII веке на внедрение вакцинации от оспы, и отказом современных образованных людей от вакцинирования от Covid-19 пугающе много общего. Сравнительно безобидные конспирологические теории, как общество плоской Земли, могут казаться не заслуживающими внимания. Но вот движение против вакцинации несет в себе вполне прямую опасность для человечества. Поэтому среди главных приоритетов развития науки ЮНЕСКО объявляет рост научной грамотности населения.

Одна из самых значимых причин распространения фейков — отсутствие им альтернативы. Специалисты далеко не всегда способны оперативно и на понятном языке ответить на вопросы обывателя. Для борьбы с инфодемией эксперты должны чаще общаться с людьми, просто и понятно рассказывать о сути своей работы на площадках, удобных аудитории: в блогах и на страницах сетевых изданий. Только так можно научить людей спокойно и взвешенно анализировать информацию, и не распространять непроверенные скандальные заявления.

 



Несмотря на сложности взаимодействия науки и общества, именно развитие науки — ключ к устойчивому развитию. В качестве основных приоритетов в ЮНЕСКО называют переход к «зеленому» и цифровому обществу — «двойной переход». Его невозможно осуществить без существенных инвестиций в науку.

Большинство стран мира, даже самые небогатые, осознают необходимость развития экологичных и цифровых технологий. За последние 5 лет инвестиции в эту сферу во всем мире выросли. Однако, 8 из 10 государств все еще вкладывают в развитие науки менее 1% ВВП и остаются в основном импортерами передовых товаров и технологий.

Для развитых стран разработка «зеленых» технологий — единственный способ выполнить обязательства Парижского соглашения. 80% мировой энергетики все еще работает на ископаемом топливе, и переход на возобновляемые источники энергии не только потребует больших инвестиций, но и вызовет изменения на рынке труда. Не допустить безработицы и падения уровня жизни можно внедрением новых технологий, созданием рабочих мест в интеллектуальной сфере. Для развивающихся стран же «двойной переход» — способ существенно ускорить индустриализацию.

Но и здесь у прогресса есть обратная сторона. Развитие альтернативной энергетики приведет к колебаниям на рынке труда и нестабильности цен на природные ресурсы, добыча которых формирует значительную часть экономики ряда государств. Повальная цифровизация делает экономику более прозрачной и уменьшает коррупцию. В то же время переход на безналичный расчет может повредить людям, занятым в неформальном секторе экономики. Индия, к примеру, это страна с экономикой наличных денег. Большая часть ее населения рискует если не лишиться заработка, то как минимум столкнется с дополнительными сложностями.

Только гармоничное развитие науки способно обеспечить реализацию всех плюсов двойного перехода без дополнительных потрясений. И для этого она должна быть открытой и доступной для всех. Право на науку, в равной мере на участие в научной деятельности и на пользование ее достижениями, это одно из основных прав человека. Развитие открытой науки — один из основных принципов, провозглашенных ЮНЕСКО.

 

 

Материал составлен на основе открытых Интернет источников

Отделение по организации гигиенического воспитания и обучения



Возврат к списку