Вторник, 15 Сентябрь 2020
Питание играет большую роль в процессе роста и развития ребенка и является необходимым условием обеспечения здоровья. Образовательная нагрузка и высокая физическая активность у детей требуют рационального и сбалансированного питания для удовлетворения потребностей растущего организма ребенка.
В рационе большинства детей в последние годы отмечается снижение потребления продуктов животного происхождения (мяса, молока, рыбы), овощей и фруктов, кисломолочных продуктов при одновременном увеличении употребления хлеба, круп и макаронных изделий, кондитерских изделий, сахара, жира и продуктов с высоким содержанием поваренной соли. Такое нерациональное питание приводит к недостаточному обеспечению детей витаминами (С, В1, В2, β-каротином и др.), минеральными веществами (железом, кальцием, йодом и др.), полиненасыщенными жирными кислотами и пищевыми волокнами, что может привести к существенным нарушениям в формировании интеллекта, опорно-двигательного аппарата, репродуктивной системы, а также к снижению физической и умственной работоспособности.
Поэтому определяющим принципом организации детского питания должно стать сбалансированное питание, общие моменты которого состоят в следующем:
а) адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энергозатратам детей;
б) сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы;
в) максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности;
г) оптимальный режим питания;
д) адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности;
е) учет индивидуальных особенностей детей (в т.ч. непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);
ж) обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарно-эпидемиологических требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортированию, хранению, приготовлению и раздаче блюд.
Рационы питания дошкольников и школьников должны включать все основные группы продуктов, а именно - мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия и бобовые, сахар и кондитерские изделия. Только в этом случае можно обеспечить детей всеми пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.
Детям не рекомендуются продукты, содержащие облигатные аллергены, эфирные масла, значительные количества соли и жира, и, в частности, копченые колбасы, закусочные консервы, жирные сорта говядины, баранины и свинины, некоторые специи (черный перец, хрен, горчица).
Продукты, используемые в питании детей в детских организованных коллективах, должны быть качественными и безопасными, соответствовать требованиям действующего законодательства.
Питание обучающихся должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающее использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.
Организация питания детей, посещающих дошкольные образовательные организации, регламентируется СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», а детей школьного возраста, посещающих образовательные организации, - СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных организациях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Соблюдение требований, содержащихся в выше указанных документах, обеспечивает безопасность питания детей и пищевую ценность рациона, достаточную для нормального развития организма ребенка.
Кроме того, в организации питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах специалисты рекомендуют придерживаться методических рекомендаций (далее – МР):
- МР 2.4.5.0107-15 «Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах».
МР предназначены для врачей и медицинских сестер детских образовательных учреждений, врачей-педиатров, врачей-диетологов, диетических сестер, организаторов здравоохранения. В МР представлены основные принципы и рекомендации при организации питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах, а также по использованию ассортимента пищевых продуктов в питании детей.
- МР 2.4.5.0131-18 «Практические аспекты организации рационального питания детей и подростков, организация мониторинга питания».
МР направлены на улучшение организации питания детей и подростков в организованных детских коллективах. В МР даны рекомендации по разработке меню и режиму питания, рекомендации по расчёту калорийности меню с учетом фактической двигательной активности детей, рекомендации по организации мониторинга за питанием.
- МР 2.4.0162-19 «Особенности организации питания детей, страдающих сахарным диабетом и иными заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании (в образовательных и оздоровительных организациях)».
МР включают предложения по индивидуальному подходу при организации питания детей, страдающих заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании, обозначают алгоритм организации индивидуального питания в организованном детском коллективе, дают разъяснения по пищевой продукции, которая не допускается в питании детей и подростков с пищевой аллергией, сахарным диабетом, целиакией, фенилкетонурией.
- МР 2.4.0179-20 «Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций».
MP направлены на организацию здорового питания, в том числе горячего в общеобразовательных организациях, формирование принципов рационального, сбалансированного питания при оказании услуг по организации питания. Реализованы принципы здорового питания, в том числе включающие уменьшение количества потребляемых кондитерских изделий, колбасных изделий, сахара и соли. В MP предложены варианты базового меню для разработки региональных типовых меню.
- МР 2.4.0180-20 «Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях».
MP предназначены для учредителей общеобразовательных организаций, государственных и муниципальных органов управления образованием и органов управления общеобразовательной организацией, родительских комитетов, общественных организаций, родителей (других законных представителей детей). МР регламентируют порядок доступа законных представителей обучающихся в помещения для приема пищи. Данные МР акцентируют важность принципов организации здорового питания, определяют рекомендуемое количество приемов пищи в образовательной организации в зависимости от режима функционирования, дают рекомендации родителям по организации питания детей в семье.