«Противостояние» домофонных компаний - Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской област

«Противостояние» домофонных компаний

Пятница,  29  Ноябрь  2019

Сегодня на рынке работает много домофонных организаций, и каждая, исходя из коммерческих интересов, хочет иметь в своем распоряжении обширный жилищный фонд. Порой между конкурирующими организациями вспыхивают настоящие войны, а страдают ни в чем не повинные жильцы, получая в итоге то вырванное с корнем домофонное оборудование, то квитанции с неоправданными суммами.

Далее представлены ситуации и действия потребителей при «противостоянии» домофонных компаний:

1. «Новая» домофонная компания сообщает об обслуживании дома в соответствии с принятым решением при проведении общего собрания».

Собственники жилья имеют законное право провести общее собрание многоквартирного дома и поменять организацию, обслуживающую домофоны в их подъездах. Регламент проведения общего собрания прописан в статье 45 ЖК РФ. Инициатором может стать любой собственник, но при этом он обязан сообщить другим жильцам о проведении такого собрания не позднее чем за 10 дней до него. В этом сообщении должен быть указан ряд обязательных данных: сведения об инициаторе собрания, форма его проведения, дата, место и время собрания, его повестка дня, а также срок окончания голосования и некоторые другие уточнения, которые прописаны в ЖК РФ.

Однако на практике все эти требования не всегда выдерживаются - не соблюдаются сроки, доводится неполная информация, а при обходе квартир для заочного голосования могут предложить проголосовать совсем не за тот вопрос, который был вынесен для обсуждения. Бывает и так, что жители вообще не в курсе, что собрание будет проводиться.

Решения общих собраний, согласно части 6 ст. 46 ЖК РФ, жители вправе обжаловать в суде в случае, если не принимали в них участие и если таким решением нарушены их права и законные интересы. Также, если вы подозреваете факт мошенничества, можете обратиться в правоохранительные органы.

2. Сотрудники «новой» домофонной компании самостоятельно собирают голоса жильцов – обходят все квартиры.

В таких случаях представители компании лично обходят квартиры и просят поставить подпись, говоря о том, что решение уже было принято другими собственниками в ваше отсутствие. По их же словам, старший по дому или подъезду в курсе ситуации.

У вас всегда должен быть под рукой телефон старшего по подъезду или контактного лица с Управляющей компании. Перед тем как подписывать какие-либо документы стоит узнать информацию о проведении собрания. Для этого следует обратиться к старшему по подъезду (дому), либо в Управляющую компанию.

3. Предложение установки системы видеонаблюдения, с навязыванием установки другого домофона, в противном случае система работать не будет.

При этом, разумеется, домофон должен быть именно той компании, которая будет устанавливать видеокамеры. А «старое» оборудование придется демонтировать.

Следует обратить внимание, что домофон – это электронное замково-переговорное устройство, которое ограничивает доступ посторонних лиц в подъезды многоэтажных домов, квартир и т.д., система видеонаблюдения – это немного другое. Ее задача - посредством камер зафиксировать происходящее в подъезде и на придомовой территории. Да, домофон и систему видеонаблюдения можно объединить, но они вполне способны работать автономно.

В соответствии со статьёй 16 Закона № 2300-1 запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме. Таким образом, чужая организация, предлагая жителям подъезда установку системы видеонаблюдения и видеорегистрации, не может мотивировать это демонтажом старой домофонной системы.

Однако о том, что у вас с появлением камер сменится и домофон, компания может просто «забыть» предупредить, поэтому внимательно читайте договор. Информация о том, что домофонная и видеосистемы объединяются в единое целое, может содержаться буквально в двух словах, как бы невзначай, и хитро спрятана где-то в середине условий договора. Если полный вариант договора вам показывать не хотят, то это является нарушением прав потребителей. В статье 12 Закона №2300-1 указанно, что «если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков».

Настаивать, чтобы вам показали полный вариант договора и внимательно его прочитать. Если есть возможность, то привлечь к изучению документа специалиста. Если же вас всерьез заинтересовала установка системы видеонаблюдения, то прежде чем соглашаться на услуги посторонней компании, позвоните в свою. Сегодня практически все готовы предложить собственникам такой сервис.

4. Представляются сотрудниками компании, с которой заключен договор. И предлагают «переподписать» документы.

Если пришедшие к вам люди представляются сотрудниками вашей компании, попросите их показать документ с места работы, удостоверяющий личность. Также можно сделать звонок в центр обслуживания своей домофонной организации и спросить, ее ли представители сейчас находятся на месте. В любом случае не стоит подписывать никаких договоров, если не согласны с их содержанием и условиями или если не понимаете каких-то формулировок. Кстати, не стоит ничего подписывать в вечернее время. Есть риск подписать совсем не те документы, о которых вам говорили.

5. Все подъезды многоквартирного дома должны обслуживаться одной организацией, поэтому вам надо расторгнуть договор с вашей действующей компанией и заключить его с другой компанией.

На сегодняшний день ни в одном документе не прописано, что одна домофонная компания должна обслуживать весь многоквартирный дом/улицу/квартал и т.д. Буквально в каждом городеесть примеры, когда подъезды одного жилого дома обслуживаются разными организациями. Здесь все зависит только от желания собственников.

Объяснить сотрудникам компании, что данная информация ошибочна и нарушает конституционное право человека.

6. Смена домофона в доме проводится по специальной федеральной/областной/губернаторской программе.

Есть сомнение, что подобные программы сегодня существуют, поскольку установкой и обслуживанием домофонного оборудования занимаются частные компании. Впрочем, муниципалитеты могут инициировать подобные проекты, практика в некоторых регионах уже есть. Но при этом вся информация о такой программе является открытой и доступна каждому на официальных сайтах региона или муниципалитетов.

Попросить представителей компании показать программу, в рамках которой проводится замена оборудования. Узнайте, что конкретно она дает жильцам дома. В программе, если такая действительно существует, должны быть прописаны следующие данные:

- название программы,

- основание для разработки,

- заказчик и исполнитель,

- сроки реализации,  

- источники финансирования,

- система организации контроля за исполнением и т.д.

Если представитель компании отказывается предоставлять документы, не называет сайт, где размещена такая программа в электронном виде, это повод насторожиться.

Если не хотите в будущем присоединиться к числу людей, пострадавших от недобросовестных домофонных компаний, тщательно проверяйте всю доведенную до вас информацию и внимательно читайте документы, которые вас просят подписать. Если не уверены в своем решении, обратитесь за помощью к компетентным людям, например юристу. Возможно, какие-то пункты в договор включены необоснованно и нарушают права собственников. И, наконец, если вы все же невольно стали жертвой мошенников - не бойтесь отстаивать свои права, в том числе в суде. 

Возврат к списку