Рассмотрение споров уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг - Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской област

Рассмотрение споров уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг

Пятница,  22  Март  2024

Лица, обязанные обращаться за разрешением спора к финансовому уполномоченному:

- Потребитель финансовых услуг - физическое лицо, являющееся стороной договора или лицом, в пользу которого заключен договор, либо которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - потребитель).

- Лицо, к которому перешли права требования потребителя к финансовой организации (ч. 2 и 3 ст. 2 Закона № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее – Закон №123-ФЗ).

Организации, споры с которыми подлежат передаче на рассмотрение финансового уполномоченного

- Финансовые организации, обязанные организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным, включенные в соответствующий реестр.

Обязанность организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным возлагается:

  • С 1 июня 2019 г. - на страховые организации, осуществляющие деятельность по ОСАГО, страхованию средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного транспорта) и добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;
  • С 28 ноября 2019 г. - на страховые организации, осуществляющие деятельность по иным видам страхования (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование);
  • С 1 января 2020 г. - на микрофинансовые организации;
  • С 1 января 2021 г. - на кредитные организации, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и негосударственные пенсионные фонды.

Финансовые организации, организующие взаимодействие с финансовым уполномоченным на добровольной основе, включенные в соответствующий перечень.

Указанные реестр и перечень размещаются на официальном сайте Банка России (http://cbr.ru/finmarket/registries/#a_72070) и официальном сайте финансового уполномоченного в сети «Интернет» (https://finombudsman.ru).

Нужно помнить, что Финансовый уполномоченный не рассматривает обращения в отношении финансовых организаций, у которых отозвана (аннулирована) лицензия, которые исключены из реестра финансовых организаций соответствующего вида или находятся в процессе ликвидации, ликвидированы, прекратили свое существование или были признаны фактически прекратившими свою деятельность, а также обращения по вопросам, связанным с банкротством (ч. 1 ст. 15, п. 6 и 7 ч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 28, ч. 1 ст. 29, ч. 1 ст. 30, ч. 5 и 6 ст. 32 Закона № 123-ФЗ).

Закон № 123-ФЗ не распространяется на споры по поводу компенсационных выплат в рамках ОСАГО между потерпевшим и профессиональным объединением страховщиков - Российским союзом автостраховщиков (РСА) (разъяснения , утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.03.2020 – далее ВС РФ).

Круг споров, рассматриваемых финансовым уполномоченным:

- Требования о взыскании денежных сумм в размере, не превышающем в совокупности 50  000 руб., за исключением требований о компенсации морального вреда и возмещении убытков в виде упущенной выгоды.

- Требования, вытекающие из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения в рамках ОСАГО (независимо от размера требования).

- Требования имущественного характера, связанные с заключением, исполнением или прекращением пенсионного договора или договора об обязательном пенсионном страховании (независимо от размера требования).

- Требования к негосударственным пенсионным фондам о возврате предыдущему страховщику по обязательному пенсионному страхованию средств пенсионных накоплений в связи с тем, что заявление застрахованного лица о переходе из Социального фонда России в негосударственный пенсионный фонд, из одного негосударственного пенсионного фонда в другой или договор об обязательном пенсионном страховании подписаны не потребителем финансовых услуг и не его уполномоченным представителем (независимо от размера требования).

Указанные требования рассматриваются финансовым уполномоченным при условии, что со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет. Этот срок может быть восстановлен финансовым уполномоченным, если он был пропущен по уважительным причинам.

В том случае, если условиями страхования имущества или гражданской ответственности предусмотрено осуществление страхового возмещения в натуральной форме, требования потребителей об организации и оплате страховщиком восстановительного ремонта поврежденного имущества (например, поврежденного автомобиля) по договорам ОСАГО, ДСАГО и каско также относятся к компетенции финансового уполномоченного с учетом приведенных выше общих положений.

Внимание! Потребитель вправе заявить перечисленные требования в судебном порядке лишь после их рассмотрения финансовым уполномоченным, а также в случае непринятия уполномоченным решения в установленный срок, отказа в принятии обращения к рассмотрению или прекращения рассмотрения обращения по предусмотренным законом основаниям (ст. 15, п. 8 ч. 1 ст. 19, ст. 25 Закона № 123-ФЗ, разъяснения ВС РФ).

Порядок обращения к финансовому уполномоченному

ШАГ 1: До направления финансовому уполномоченному обращения потребитель должен направить в финансовую организацию заявление о восстановлении права, нарушенного в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения финансовой организацией обязательства перед потребителем.

Заявление направляется на бумажном носителе или в электронном виде и может быть составлено в произвольной форме или по стандартной форме, утвержденной Советом Службы финансового уполномоченного. В заявлении, связанном с ненадлежащим исполнением страховщиком договора ОСАГО, должны быть указаны сведения, перечисленные в п. 5.4 Правил ОСАГО (Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленные положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П 5).

В случае если заявление направлено в электронном виде по стандартной форме и со дня нарушения прав потребителя прошло не более 180 календарных дней, заявление рассматривается финансовой организацией в течение 15 рабочих дней. В остальных случаях срок рассмотрения заявления составляет 30 календарных дней. Специальные сроки установлены для рассмотрения негосударственными пенсионными фондами заявлений о возврате незаконно переведенных средств пенсионных накоплений (ч. 1 - 3 ст. 16 Закона № 123-ФЗ).

ШАГ 2: После получения ответа финансовой организации либо в случае неполучения ответа по истечении установленного срока потребитель вправе направить обращение финансовому уполномоченному.

Обращение может быть направлено на бумажном носителе или в электронной форме (в том числе через личный кабинет потребителя на официальном сайте финансового уполномоченного или через портал госуслуг). Требования к содержанию обращения предусмотрены ст. 17 Закона № 123-ФЗ.

Потребитель вправе оформить обращение по стандартной форме, утвержденной Советом Службы финансового уполномоченного, размещенной на официальном сайте финансового уполномоченного в сети «Интернет» (ч. 2 ст. 18 Закона № 123-ФЗ).

 

Порядок рассмотрения обращения финансовым уполномоченным:

Ø     Рассмотрение обращений осуществляется финансовым уполномоченным бесплатно, за исключением обращений, поданных лицами, которым уступлено право требования потребителя к финансовой организации. В последнем случае рассмотрение обращения осуществляется за плату в размере, установленном Советом Службы финансовых уполномоченных (ч. 6 ст. 16 Закона № 123-ФЗ).

Ø     Обращение рассматривается в заочной форме на основании предоставленных сторонами документов. Финансовый уполномоченный вправе по ходатайству сторон либо по своей инициативе принять решение об очном рассмотрении обращения, в том числе путем использования систем видео-конференц-связи (  Закона № 123-ФЗ).

 

Финансовый уполномоченный рассматривает обращение в следующие сроки:

 - в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, - в случае направления обращения потребителем;

- в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, - в случае направления обращения лицом, которому уступлено право требования потребителя к финансовой организации.

В случае принятия финансовым уполномоченным решения о рассмотрении обращения в очной форме течение срока рассмотрения приостанавливается со дня направления сторонам и до дня получения ими соответствующего уведомления. Течение срока рассмотрения обращения может быть приостановлено также в случае организации финансовым уполномоченным проведения независимой экспертизы (оценки) по предмету спора (ч. 7, 8 и 10 ст. 20 Закона № 123-ФЗ).

Юридическая сила решения финансового уполномоченного

Решение финансового уполномоченного вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после даты его подписания.

Для потребителя решение финансового уполномоченного не является обязательным. В случае несогласия с таким решением потребитель вправе в течение 30 календарных дней после дня его вступления в силу обратиться в суд в общем порядке с требованием к финансовой организации, являвшимся предметом рассмотрения финансового уполномоченного.

Финансовая организация вправе в течение 10 рабочих дней после дня вступления решения финансового уполномоченного в силу оспорить его в судебном порядке. В этом случае исполнение решения может быть приостановлено финансовым уполномоченным по ходатайству финансовой организации. Указанные сроки могут быть восстановлены судом в случае их пропуска по уважительной причине.

Срок исполнения решения финансового уполномоченного устанавливается этим решением, но не может быть менее 10 рабочих дней или более 30 календарных дней после дня его вступления в силу.

В случае неисполнения финансовой организацией решения финансового уполномоченного или достигнутого в ходе рассмотрения обращения соглашения с потребителем последний вправе в течение трех месяцев с даты, когда должно было быть исполнено решение, либо по истечении срока, установленного соглашением, получить у финансового уполномоченного удостоверение, являющееся исполнительным документом, для предъявления его в банк. Удостоверение может быть предъявлено в банк для принудительного исполнения в течение трех месяцев со дня его получения.

По заявлению потребителя удостоверение направляется финансовым уполномоченным в электронной форме для исполнения в службу судебных приставов.

Пропущенные по уважительной причине срок получения удостоверения и срок его предъявления для принудительного исполнения могут быть восстановлены финансовым уполномоченным.

За неисполнение финансовой организацией в добровольном порядке решения финансового уполномоченного (достигнутого с потребителем соглашения) суд на основании заявления потребителя взыскивает с финансовой организации в пользу потребителя штраф в размере 50% суммы требования потребителя, которое подлежало удовлетворению в соответствии с решением финансового уполномоченного (соглашением) (ст. 23, ч. 6 ст. 24, п. 3 ч. 1, ч. 3 и 4 ст. 25, ст. 26 Закона № 123-ФЗ, разъяснения ВС РФ).

 

Материал подготовлен на основе открытых интернет-источников


Возврат к списку