Памятка потребителю в сфере онлайн-образования - Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской област

Памятка потребителю в сфере онлайн-образования

Среда,  28  Сентябрь  2022

В последнее время, в том числе в связи пандемией, появилось множество онлайн-курсов, увеличилось разнообразие программ обучения. Получение образования онлайн стало актуальным. Важно помнить, что получение образования дистанционно должно происходить без потери качества и ценности информации.

Дистанционное обучение – получение знаний и навыков без прямого контакта с преподавателями и администрацией организации. Чаще всего обучающийся слушает и смотрит видео- или аудиолекции, участвует в вебинарах, сдает тесты. Могут быть личные консультации по видеосвязи, чаты в мессенджерах.

Дистанционно можно получить любую форму профессионального образования: основное (высшее (ВПО) и среднее профессиональное (СПО)), дополнительное (ДПО) - переподготовка и повышение квалификации.

Дипломы государственного образца могут выдавать только аккредитованные организации, а остальные выдают документы установленного образца. И то, и другое — законно. У СПО и ВПО должна быть своя лицензия и аккредитация на каждую специальность, по которой учат. В ДПО - такого требования нет, достаточно утверждения дополнительных образовательных программ совещательным органом идиректором, согласно уставу.

На сайте онлайн курса должна быть размещена вся правовая информация о владельце сайта, авторе курса в полном объеме. Данная информация должна содержаться в Пользовательском соглашении и Договоре оферты.

До приобретении онлайн-курса в Интернете и перечисления денежных средств следует обратить на следующую информацию:

1. Проверить сайт, на котором размещена информация о продаже онлайн-курса. Обязательно должно быть указано наименование организации, реализующей онлайн-обучение (ИП ли ООО), данные о физическом лице, плательщике НПД; место нахождения организации, контактные данные; информация о режиме работы.

2. Проверить юридическую чистоту онлайн-школы. На сайте Федеральной налоговой службы можно проверить информацию о ИП, ООО, и в случае необходимости запросить выписку ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Если компания прекратила свое существование, это будет указано в выписке. Если это физическое лицо, плательщик НПД (самозанятый), информацию о нем, также можно проверить на сайте Федеральной налоговой службы. Кроме того, рекомендуется проверить, есть ли у онлайн-школы судебные производства в картотеке арбитражных дел. Если есть, то это тревожный «звонок», и в данном случае лучше воздержаться от приобетения курса.

3. Уточнить вопрос оплаты онлайн-обучения и возврата денежных средств. Будет уместным проверить, как происходит оплата - напрямую на сайте или через платежную систему. Нежелательно оплачивать онлайн-курс на карту физического лица, поскольку в дальнейшем сложно будет найти конкретное лицо и предъявить претензию. Платеж должен быть зафиксирован для того, чтобы в дальнейшем вам был направлен чек об оплате любым способом, с помощью электронных и иных технических средств.

4. Проверить отзывы и рекомендации.

С точки зрения законодательства, онлайн-курс — это услуга, оказанная в дистанционной форме. Важно знать, что потребитель, который приобретает образовательные услуги в Интернете, вправе отказаться от исполнения договора в любое время, как до начала исполнения услуги, так и в процессе ее оказания.

Право на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг установлено ст. 782 ГК РФ, и оно не может быть ограничено соглашением сторон.

Статьей 32 Закона РФ 2300- I «О защите прав потребителей» также предусмотрено, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Причины, по которым потребитель может отказаться от онлайн-обучения, могут быть разными: несоответствие обучения изначально заявленной программе, низкий уровень качества материала, низкий уровень исполнения обязанностей преподавателя, использование в программе обучения устаревших материалов, услуга предоставляется не тем лицом, которое указано в договоре и т.д.

К фактическим расходам будут относится только те расходы, которые связаны с оказанием услуг по обучению в отношении конкретного пользователя и понесены до отказа от договора. Это могут быть: банковская комиссия, создание платной учетной записи, а также иные расходы, понесенные в целях организации обучения в интересах потребителя.

Порядок возврата денег за онлайн-курс

1. Написать претензию на имя продавца онлайн-курса. В претензии указать требование о расторжении договора и возврате денежных средств, а также причины, по которым необходимо вернуть деньги, и реквизиты банковского счета получателя, на который следует перечислить денежные средства.

2. Направить претензию. Обращение может быть направлено Почтой России, либо на электронный адрес, в том числе указанных на официальном сайте владельца-организатора курсов по онлайн-обучению. Исполнитель должен отреагировать в течение 10 дней письменно. При этом устные ответы об отказе в возврате денежных средств не признаются надлежащим исполнением требований действующего законодательства.

3. Если претензионные требования не удовлетворили, то потребитель вправе подать исковое заявление в суд. В исковом заявлении необходимо заявить о взыскании:

 • денежной суммы за не оказанные по договору онлайн-курсов услуги;

 • неустойки за несвоевременный возврат денежных средств;

 • штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя (в размере 50 % от присужденной судом суммы);

 • компенсации морального вреда;

 • судебные расходы (расходы на почтовую корреспонденцию; расходы на юридическую помощь и т.д.).

При подаче иска в рамках защиты прав потребителей госпошлина не оплачивается.

Но на практике инфобизнесмены научились обходить эти нормы, поэтому вернуть деньги по ст. 32 закона «О защите прав потребителей» получается далеко не всегда. Часто в договоре о покупке онлайн-курса сказано, что услуги считаются оказанными с момента предоставления доступа к обучающим материалам.

Таким образом, если вы поняли, что курс вам не нравится уже после оплаты и получения доступа (например, вам скинули видеоуроки или методичку), воспользоваться ст. 32 закона «О защите прав потребителей» не получится.

Чтобы выбрать действительно полезный тренинг, нужно внимательно читать оферту и отзывы пользователей, обращать внимание на автора. У него должно быть профильное образование, аккредитация или лицензия. 

Коуч не может гарантировать результат.


Возврат к списку