Как вернуть деньги за подарочные карты или сертификаты. - Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской област

Как вернуть деньги за подарочные карты или сертификаты.

Вторник,  27  Сентябрь  2022

Подарочный сертификат или подарочная карта так называют документ, который возможно обменять на товар или услугу исключительно в определенном месте. Они бывают электронные и в виде пластиковой карты, имеют определенный номинал, который определяется потребителем.

С юридической точки зрения подарочный сертификат – это предоплата за товар или услуги. Деньги, которые покупатель сертификата вносит в магазин, считают авансом в счет будущей покупки. Взамен клиент получает подарочную карту – документ, который подтверждает право на покупку в будущем. Такое объяснение не закреплено в законе, но сформировалось судебной практикой:

1. Определение Верховного суда РФ от  16.03.2022 № 307-ЭС21-16004 по делу № А56-101207/2020;

2. Определение Верховного Суда РФ от 27.12.2018 № 305-АД18-18522 по делу № А40-202419/2017;

3. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 57-КГ15-7;

4. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2014 № 305-КГ14-1498.

В определении сформировали подход, что подарочная карта (сертификат) не является товаром, а дает право предъявителю приобрести у продавца товары (а иногда и работы, услуги) на указанную в ней сумму. Соответственно, деньги от реализации таких карт (сертификатов) являются предоплатой за товары (работы, услуги), которые будут приобретены (выполнены, оказаны) в будущем. Такая позиция позволила во многих случаях защитить потребителя от практики выпуска подарочных сертификатов со сроками действия.

Пункт 3 статьи 487 ГК РФ предусматривает, что в случае, когда продавец, получивший сумму предварительной оплаты, не исполняет обязанность по передаче товара в установленный срок, покупатель вправе потребовать передачи оплаченного товара или возврата суммы предварительной оплаты за товар, не переданный продавцом.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 23.1 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 (далее – Закон), договор купли–продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю. В случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:

– передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;

– возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.

При этом, карты предварительной оплаты, применяемые Продавцом, не конкретизируют товар, который может быть приобретен с их использованием, и, соответственно, не определяют срок передачи товара потребителю.

С учетом правовой позиции, изложенной, в том числе, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2014 № 305-КГ14-1498, денежные средства, полученные обществом при реализации подарочных карт, фактически являются предварительной оплатой товаров, которые будут приобретаться физическими лицами в будущем. Обмен подарочной карты (сертификата) на товары признается реализацией товара.

В соответствии с пунктом 2 статьи 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Пункт 1 статьи 1 Закона № 2300-1 устанавливает, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Исходя из пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах», особо значимыми охраняемыми законом интересами являются интересы слабой стороны договора, третьих лиц, публичные интересы и т.д. Как следует из правовой позиции, изложенной, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.10.2021 № 2284-О, граждане (потребители) признаются слабой стороной договора розничной купли–продажи.

В случае если по определенным причинам не удалось воспользоваться подарочной картой или подарочным сертификатом: не нашлось подходящего товара в магазине, срок действия карты или сертификата закончился, то для того, чтобы обменять или вернуть деньги, Вам необходимо обратится к продавцу.

Если Вы обратились к продавцу с просьбой вернуть деньги за подарочную карту (сертификат), но он категорически отказывается возвращать денежные средства, то Вы имеете право написать претензию до обращения в суд, возможно, эта мера ускорит решение проблемы. К тому же, таким образом Вы сможете документально зафиксировать доказательства, необходимые для дальнейшего рассмотрения вашего дела в суде. Оформляется претензия в произвольной форме.

Вручить претензию можно лично, приехав в магазин, реализовавший подарочную карту, или удаленно (направить по почте). Проследите, чтобы претензия была составлена в двух экземплярах – один должен остаться у вас, а второй – у продавца карты. На вашем экземпляре вы должны получить отметку о принятии претензии.

Если после претензии продавец отказывается возвращать деньги, подавайте исковое заявление в суд с требованием вернуть денежные средства за неиспользованную подарочную карту.

Информация подготовлена на основе открытых Интернет-источников.


Возврат к списку