«Кешбэк» - обязанность кредитных организаций предоставлять необходимую информацию по бонусным программам - Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской област

«Кешбэк» - обязанность кредитных организаций предоставлять необходимую информацию по бонусным программам

Понедельник,  26  Сентябрь  2022

В настоящее время распространенной является практика кредитных организаций по привлечению клиентов такими условиями по использованию банковских карт, как возможность получения «кешбэка», то есть возврата части стоимости покупки (денежными средствами или бонусами: баллы, мили и т.д.), начисляемой при выполнении клиентом определенных условий.

В соответствии информационным письмом Федеральной антимонопольной службы и Банка России от 13 сентября 2022 года №№ Ак/85107/22, ИН-02-52-113 «О раскрытии информации по некоторым бонусным программам» данная практика может быть определена недобросовестной, когда кредитные организации при продвижении своих продуктов  акцентируют внимание потенциальных клиентов на определенных свойствах, вызывающих повышенный интерес потребителя реализуемого продукта (прежде всего размере «кешбэка»), однако надлежащим образом не доводят до сведения потребителей информацию о наличии дополнительных условий и (или) ограничений, непосредственно влияющих на его размер, о необходимости ознакомления с документами, закрепляющими указанные условия, а также не предоставляют или затрудняют возможность потребителя ознакомиться с этими документами.

Среди основных условий и (или) ограничений по начислению «кешбэка», которые, исходя из практики отдельных кредитных организаций, не доводятся до потребителя в доступном для него формате, можно выделить:

  • максимальный размер подлежащего начислению «кешбэка» за определенный период;
  • максимальная и минимальная сумма покупки, с которой будет начислен «кешбэк»;
  • перечень МСС-кодов, участвующих в расчете «кешбэка»;
  • ограничение на начисление «кешбэка» при использовании банковской карты преимущественно или исключительно для оплаты отдельных категорий товаров/услуг;
  • ограничение повышенного «кешбэка» по отдельным категориям без предупреждения потребителя об этих категориях.

Совершение кредитными организациями действий, вводящих в заблуждение потребителей, может приводить к возникновению у таких кредитных организаций необоснованных преимуществ перед конкурентами и нарушению общественных отношений в сфере конкуренции.

ФАС России и Банк России рекомендуют обеспечивать доступ потенциальным клиентам к информации и документам, раскрывающим и закрепляющим полные условия и правила обслуживания банковских карт, предусматривающих возможность получения «кешбэка», без совершения ряда дополнительных действий в виде перехода по ссылкам, использования сенсорных манипуляций и прочего.

Раскрывать подобную информацию на сайтах кредитных организаций на страницах реализуемых продуктов, предусматривающих возможность получения «кешбэка», в документах, выдаваемых потребителям при оформлении банковских карт, а также в иных информационных материалах, используемых кредитными организациями при взаимодействии с потребителями рекомендуется таким образом, чтобы привлекательные для потребителя условия и возможные ограничения для их использования размещались в одном месте и в сопоставимом формате, не вызывая у потребителя искаженного восприятия / ожиданий.

Следовательно, совершение кредитными организациями действий, вводящих в заблуждение потребителей, может рассматриваться как нарушение положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Подобные действия пресекаются антимонопольными органами в рамках имеющихся полномочий, в частности, путем выдачи предупреждений, возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства на основании поступивших обращений или иной имеющейся информации.

Материал подготовлен на основе открытых интернет-источников


Возврат к списку