Среда, 3 Август 2022
Питание играет большую роль в процессе роста и развития ребенка и является необходимым условием обеспечения здоровья. Образовательная нагрузка и высокая физическая активность у детей требуют рационального и сбалансированного питания для удовлетворения потребностей растущего организма ребенка.
В рационе большинства детей в последние годы отмечается снижение потребления продуктов животного происхождения (мяса, молока, рыбы), овощей и фруктов, кисломолочных продуктов при одновременном увеличении употребления хлеба, круп и макаронных изделий, кондитерских изделий, сахара, жира и продуктов с высоким содержанием поваренной соли. Такое нерациональное питание приводит к недостаточному обеспечению детей витаминами (С, В1, В2, β-каротином и др.), минеральными веществами (железом, кальцием, йодом и др.), полиненасыщенными жирными кислотами и пищевыми волокнами, что может привести к существенным нарушениям в формировании интеллекта, опорно-двигательного аппарата, репродуктивной системы, а также к снижению физической и умственной работоспособности.
Поэтому определяющим принципом организации детского питания должно стать сбалансированное питание, общие моменты которого состоят в следующем:
а) адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энергозатратам детей;
б) сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы;
в) максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности;
г) оптимальный режим питания;
д) адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности;
е) учет индивидуальных особенностей детей (в т.ч. непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);
ж) обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарно-эпидемиологических требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортированию, хранению, приготовлению и раздаче блюд.
Рационы питания дошкольников и школьников должны включать все основные группы продуктов, а именно - мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия и бобовые, сахар и кондитерские изделия. Только в этом случае можно обеспечить детей всеми пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.
Детям не рекомендуются продукты, содержащие облигатные аллергены, эфирные масла, значительные количества соли и жира, и, в частности, копченые колбасы, закусочные консервы, жирные сорта говядины, баранины и свинины, некоторые специи (черный перец, хрен, горчица).
Продукты, используемые в питании детей в детских организованных коллективах, должны быть качественными и безопасными, соответствовать требованиям действующего законодательства.
Питание обучающихся должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающее использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.
Организация питания детей всех возрастов регламентируется СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». Соблюдение требований, содержащихся в выше указанных документах, обеспечивает безопасность питания детей и пищевую ценность рациона, достаточную для нормального развития организма ребенка.
Кроме того, в организации питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах специалисты рекомендуют придерживаться методических рекомендаций (далее – МР):
- МР 2.4.5.0107-15
«Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах».
МР предназначены для врачей и медицинских сестер детских образовательных учреждений, врачей-педиатров, врачей-диетологов, диетических сестер, организаторов здравоохранения.
- МР 2.4.5.0131-18 «Практические аспекты организации рационального питания детей и подростков, организация мониторинга питания».
МР направлены на улучшение организации питания детей и подростков в организованных детских коллективах. В МР даны рекомендации по разработке меню и режиму питания, рекомендации по расчёту калорийности меню с учетом фактической двигательной активности детей, рекомендации по организации мониторинга за питанием.
- МР 2.3.6.0233-21 «Методические рекомендации к организации общественного питания населения».
MP разработаны в целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с оказанием услуг общественного питания населению, а также при организации питания в организованных детских коллективах.
- МР 2.4.0260-21 «Рекомендации по проведению оценки соответствия меню обязательным требованиям».
MP предназначены для органов и учреждений Роспотребнадзора, могут быть использованы в работе организаций, оказывающих услуги по организации питания детей, образовательных организаций, организаций отдыха и оздоровления детей, организаций по уходу и присмотру за детьми, органов управления образованием.
Материал подготовлен отделением обеспечения санитарного надзора и экспертиз по гигиене детей и подростков
с использованием МР 2.4.5.0107-15, МР 2.4.5.0131-18, МР 2.3.6.0233-21, МР 2.4.0260-21.