Режим дня – здоровье школьника - Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской област

Режим дня – здоровье школьника

Четверг,  9  Сентябрь  2021

Важным правилом в жизни ребенка является правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня. В гигиенически рациональном режиме дня предусматриваются достаточное время для всех необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечение на протяжении всего периода бодрствования высокой работоспособности. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает им привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу.

На состояние здоровья школьника оказывают влияние режим питания, количество и качество сна, двигательная активность (прогулки на свежем воздухе, подвижные игры), наличие или отсутствие правильно организованного рабочего места.

 

 


 

Соблюдение режима питания является одним из необходимых условий рационального принятия пищи.

В режиме дня должно быть организовано питание не менее 4-5 раз в день с интервалами между приемами пищи не более 3,5-4 часов. Рацион должен быть сбалансирован по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов. Завтрак должен быть плотным и включать в себя горячее блюдо, а обед — состоять из трёх или четырёх блюд, одно из которых — суп.

Многие родители в дополнение к организованному горячему питанию в школе дают ребенку еду из дома в качестве перекуса. Остановимся на этом подробнее.

Что лучше всего давать ребенку в школу в качестве перекуса.

Назвать один идеальный вариант перекуса невозможно. Ориентируйтесь на вкусовые предпочтения ребенка, и – обязательно чередуйте варианты. Положите ребенку с собой предварительно вымытый фрукт (яблоко, грушу, банан) или морковь и 30-50 г. орехов (фундук, грецкие). Однозначно следует отказаться от бутербродов с использованием майонеза, сливочного масла, мягкого творожного сыра, вареной колбасы, эти ингредиенты могут быстро испортиться.

Как упаковывать еду, которую ребенок берет с собой в школу?

Упаковка должна обеспечивать целостность еды в процессе транспортировки, гарантировать отсутствие контакта с содержимым школьной сумки, чтобы не испачкать учебники, быть химически нейтральной. Лучше всего использовать ланч-бокс, предназначенный специально для еды, которую берут с собой. Ланч-бокс представляет собой герметично закрывающуюся емкость, изготовленную из пищевого пластика, иногда, он бывает разделен на несколько отсеков. В такой таре можно брать с собой любую еду, кроме жидкой.

Какую воду брать ребёнку с собой?

В стенах школы ученикам обеспечен неограниченный доступ к чистой питьевой воде. Но, если Вы хотите быть уверены, что ребенок гарантированно не будет страдать от жажды, можно дать воду с собой. Бутылка должна быть изготовлена из пищевого пластика, стеклянную тару в школу лучше не брать, обладать широким горлом и плотно прилегающей, завинчивающейся крышкой. Объёма 300-500 мл будет вполне достаточно. Если вы приобретаете бутилированную воду, не следует повторно использовать пластиковые бутылочки, они предназначены только для одноразового использования. Пластик, из которого изготовлена такая бутылка, очень тонкий и мягкий, при мытье на нем легко образуются микротрещины и царапины, недоступные полноценной обработке моющим средством, в трещинах активно развиваются болезнетворные бактерии, загрязняя повторно налитую воду. Помимо этого, узкое горлышко препятствует тщательному очищению бутылки.

Можно ли давать ребенку энергетические протеиновые батончики в качестве перекуса?

Такие батончики не надо давать ребенку. Они предназначены для людей, регулярно занимающихся физическими нагрузками большой интенсивности, для быстрой компенсации высоких энергетических затрат, чаще всего в их составе присутствует излишнее количество простых углеводов и белка.

 

Имеет смысл использовать жевательную резинку после перекуса?

В школе у детей нет возможности чистить зубы после приема пищи. Жевательная резинка при организации питания детей не допускается (приложение № 6 п. 33 СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Лучше всего, при невозможности почистить зубы, после еды прополоскать рот водой.

Современное обучение невозможно представить без работы на персональном компьютере. Школьное обучение и  бесконтрольный досуг за компьютерными играми вызывают значительное зрительное напряжение, ухудшают общее состояние ребенка. Проведение занятий с применением персональных электронно-вычислительных машин является неотъемлемой частью учебного процесса, поэтому организация рабочего места школьника, в том числе с использованием компьютера, а также соблюдение норм работы за компьютером и выполнения уроков является одним из важных элементов режима дня.

 

 


 

Учеба не заканчивается за стенами школы. Ведь есть ещё домашнее задание, которое потому так и называется, что выполняется дома. И требования к рабочему месту ученика одинаково высоки как в классе, так и в квартире. Рассказываем, как обустроить дома рабочее пространство школьника.

 



Мебель - из материалов, безвредных для здоровья детей, в соответствии с росто-возрастным особенностям ребенка и требованиям эргономики.

В зависимости от роста ребенка, высота над полом переднего края стола, обращенная к обучающемуся, должна иметь следующие значения:

 Рост (см)

 Высота стола (см) 

115-130

52

130-145

58

145-160

64

Идеальный выбор - ученическая парта с регулируемым углом наклона столешницы 15 - 17°. Работе за столом поможет правильное положение тела. Это не так сложно, как может показаться. Непродолжительная тренировка поможет закрепить позу, тем более что она максимально комфортна.

  • На стуле сидеть глубоко, ровно держать корпус и голову;
  • Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираются на пол, предплечья лежат на столе.
  • Проверить правильность посадки просто: при опоре на спинку между грудью и столом помещается ладонь ученика. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой.

Стул-соответствует росту ребенка. Сидя на нем, школьник должен упираться ногами в пол. Бедра и голени находятся под прямым углом. Поверхность стола и диафрагма ребенка располагаются на одном уровне. Такое положение максимально эргономично.

 

  

При выполнении домашнего задания рекомендуется делать небольшие перерывы для отдыха, подвижных игр или «физкультурных минуток».

Идеальное время для начала выполнения «домашки» с 15 - 16 часов, в это время у большинства учеников отмечается физиологический подъем работоспособности.

Микроклимат. Во время домашних занятий ребенку должно быть комфортно, ни жарко, ни холодно. Важно убедиться, что воздух в помещении свежий и чистый, без примеси резких посторонних запахов, и тем более табачного дыма.

Без внешних раздражителей. Телевизор или музыка не просто отвлекают, но и могут провоцировать головную боль, раздражительность и снижение остроты слуха.

Даже если школьник утверждает, что музыка помогает ему сконцентрироваться, домашнее задание лучше делать в тишине, без наушников с музыкой и без работающего телевизора. Бутербродам и чашкам с чаем - не место рядом с учебниками, перекусить лучше до или после работы, а не во время.

Маленькие помощники.

Этажерка или полка для книг и тетрадей. Органайзер для ручек и карандашей, подставка для книг. Желательно, чтобы они были расположены в прямой доступности — на расстоянии вытянутой руки.

Если выбранный стол будет с выдвижными ящиками — еще лучше. Другой вариант - дополнительная тумбочка к столу. Слишком глубокие и объемные ящики - не лучший выбор, в них не избежать путаницы и захламления.

Если места совсем мало - можно организовать полноценное рабочее пространство, установив откидной стол, маленький угловой стол либо стол-трансформер, позволяющий расширять рабочую поверхность и в соответствии с необходимостью менять высоту ножек. 

Когда сидеть за рабочим столом удобно, вокруг порядок и чистота - готовиться к урокам намного приятнее!

Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Время перед началом приготовления домашних заданий, после их выполнения и перед сном дети должны проводить на воздухе.

 

  

 Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 ч, в среднем - 2,5-3 ч, в старшем - 2-2,5 ч. В современных условиях перегрузки школьников чаще всего нарушается именно этот компонент режима дня: сокращается время пребывания на открытом воздухе, снижается двигательная активность детей.

Активные физические нагрузки являются профилактикой гиподинамии, а свежий воздух способствует общему укреплению здоровья.

Если вы заметили, что Ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, то постарайтесь скорректировать его режим дня.

 Помните, правильный режим дня школьника - залог его крепкого здоровья и хорошей учебы!

 

Материал составлен на основе открытых Интернет источников

Отделение по организации гигиенического воспитания и обучения


Возврат к списку