ВС РФ разъяснил вопросы, связанные с досудебным урегулированием в гражданском и арбитражном процессе - Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской област

ВС РФ разъяснил вопросы, связанные с досудебным урегулированием в гражданском и арбитражном процессе

Среда,  30  Июнь  2021

ВС РФ разъяснил вопросы, связанные с досудебным урегулированием в гражданском и арбитражном процессе

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 г. № 18

Пленум ВС принял постановление по вопросам, возникающим в связи с применением сторонами мер по досудебному урегулированию споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

В частности, ВС РФ напомнил, что в гражданском процессе досудебный порядок урегулирования спора является обязательным только в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 4 ст. 3 ГПК РФ). Такой порядок может быть установлен в том числе специальными законами, регулирующими отношения с участием потребителей в определенных сферах (например, применительно к требованию о выплате страхового возмещения по договору ОСАГО). Договорное же условие о соблюдении досудебного порядка урегулирования потребительского спора, если такой порядок не установлен законом, является ничтожным.

В рассматриваемом постановлении сформулирован также ряд правовых позиций по вопросам, связанным непосредственно с процедурой направления претензии.

Разъясняется, например, что в случае возникновения спора с участием филиала (представительства) ответчика направление истцом претензии только по адресу этого обособленного подразделения будет являться достаточным, если исковые требования вытекают из отношений, связанных с его деятельностью.

Отмечено также, что направление претензии с использованием информационно-телекоммуникационной сети (например, по адресу электронной почты, в социальных сетях и мессенджерах) свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора исключительно в случае, если такой порядок установлен нормативным правовым актом, явно и недвусмысленно предусмотрен в договоре либо данный способ переписки является обычной сложившейся деловой практикой сторон и ранее обмен корреспонденцией осуществлялся в том числе таким образом.

В подобных случаях факт направления претензии могут подтверждать в том числе заверенные лицами, участвующими в деле, распечатки материалов, размещенных в соответствующей сети (скриншоты), с указанием адреса интернет-страницы и точного времени ее получения.

Так Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров между потребителем и исполнителем услуг. Между тем такой порядок может быть установлен в специальных законах, регулирующих отношения с потребителями в определенных сферах, например:

неисполнение или ненадлежащее исполнение оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (пункт 4 статьи 55 Закона о связи);

неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке пассажира, багажа внутренним водным транспортом (пункт 1 статьи 797 ГК РФ, пункт 1 статьи 161 Кодекса внутреннего водного транспорта);

требование о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (пункт 1 статьи 161 Закона об ОСАГО);

претензии по качеству туристского продукта в отношении туроператоров (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).

Претензионный порядок не является обязательным по иным требованиям, связанным с приобретением, исполнением и расторжением договора по туристскому продукту, предъявляемым к туроператору, а также любым требованиям к лицам, не являющимся туроператором; обращения, подлежащие рассмотрению финансовым уполномоченным (часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 28 и статья 32 Закона о финансовом уполномоченном).

Договорное условие о соблюдении досудебного порядка урегулирования потребительского спора, если такой порядок не установлен законом, является ничтожным в силу пункта 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей и пункта 2 статьи 168 ГК РФ.

Не является обязательным досудебным порядком урегулирования спора направление потребителем требования о соразмерном уменьшении покупной цены, об устранении недостатков товара, о замене товара ненадлежащего качества в адрес продавца, изготовителя либо уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя. В то же время ненаправление такого требования и уведомления об отказе от исполнения договора является основанием для отказа судом во взыскании в пользу потребителя штрафа, предусмотренного частью 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей (пункт 4 статьи 1, статьи 10, 401 и пункт 3 статьи 405 ГК РФ).

Отказ от исполнения договора, предусмотренный абзацами шестым и восьмым пункта 1 статьи 18, абзацем первым пункта 2 статьи 25, абзацем пятым пункта 1 статьи 28, абзацем седьмым пункта 1 и абзацем четвертым пункта 6 статьи 29 и статьей 32 Закона о защите прав потребителей, является односторонним отказом от исполнения договора, а потому по смыслу статьи 450, пункта 1 статьи 4501 и пункта 2 статьи 452 ГК РФ при обращении в суд с иском о признании договора расторгнутым соблюдение досудебного порядка урегулирования спора не требуется.


Возврат к списку