Как правильно кормить ребенка в условиях самоизоляции - Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской област

Как правильно кормить ребенка в условиях самоизоляции

Вторник,  2  Февраль  2021

Как правильно кормить ребенка в условиях самоизоляции



Самоизоляция и карантин являются важнейшими и обязательными противоэпидемическими мероприятиями в условиях распространения коронавируса COVID-19.

Питание детей, находящихся в режиме самоизоляции требует большого внимания со стороны родителей в части соблюдения привычного режима и структуры питания ребенка, поддержания должного питьевого режима, учета сниженной ежедневной двигательной активности, обусловленной отсутствием в режиме дня ребенка прогулок, привычных занятий в спортивных секциях, активного досуга в игровых комнатах.

Как правильно кормить ребенка, если он заболел, или оказался контактным с больным коронавирусом, и должен находиться на самоизоляции?

Оптимальное питание в значительной степени определяет защиту человека от воздействия отрицательных факторов окружающей среды, в том числе биологических (микробы, вирусы), повышая иммунореактивность организма.

Особенностями самоизоляции при пандемии, требующими изменения пищевого поведения, являются:

- Стрессоформирующая ситуация. Стрессовое состояние может проявляться как естественная реакция на потенциальную опасность, представленную на сегодняшний день коронавирусом нового типа. Постоянный стресс опасен, может привести к неврозам, а также опосредованно влиять на иммунную систему и, следовательно, адаптационный потенциал организма.

- необходимость усиления общей сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, в частности, биологической природы (микроорганизмы, вирусы) путем повышения защитных реакций организма;

- сниженная физическая активность.

 

Оптимальное питание ребенка в условиях самоизоляции должно полностью отвечать потребностям детского организма в макро- и микронутриентах и, что особенно важно, в пониженной калорийности, а также способствовать снижению воздействия стрессоформирующей ситуации.  

Период самоизоляции характеризуется снижением физической активности, что приводит к уменьшению энерготрат на 200-400 ккал и более в сутки для детей от 3 до 18 лет.

Сохранение привычного режима питания приводит к неизбежному набору веса за счет жировой ткани, и может приводить к уменьшению мышечной массы. Период длительного нахождения в домашних условиях, наличие избытка свободного времени, высокая доступность пищевых продуктов, и нарушение аппетита или, чаще, пищевого поведения, как реакция на стресс может провоцировать увеличение суточного энергопотребления. Нарушение пищевого поведения выражается в постоянном желании что-то съесть, заглянуть в холодильник («синдром холодильника») при психоэмоциональном напряжении, волнении или сразу после окончания действия фактора, вызвавшего стресс.

Для того чтобы поддерживать у ребенка нормальную массу тела и сохранить сбалансированность между жировой и мышечной массой необходимо соблюдение полноценного, адекватного рациона питания со снижением калорийности на 200-400 ккал по сравнению с привычным, что в среднем составляет:

- 1500 ккал для детей в возрасте от 3 до 7 лет (с учетом уровня физической активности);

- 1600-2000 ккал для детей в возрасте от 7 до 18 лет (с учетом уровня физической активности);

Энергетическая ценность рациона напрямую зависит от индивидуального уровня физической активности. Следует помнить, что энергетическая ценность рациона питания ребенка, помимо основного обмена и физической активности, должна обеспечивать процессы роста, развития, и формирования организма.

При этом важно сохранять максимальное разнообразие пищевых продуктов - источников белков, жиров, углеводов и микронутриентов, обеспечивать потребление воды. Ориентировочно ребенку дошкольного возраста требуется не менее 1 л свободной жидкости в день, детям от 12-18 лет - 1,5 л. Следует учитывать всю питьевую воду и все напитки в рационе питания.

Химический состав рекомендуемого рациона: полноценные животные белки; жиры, в том числе полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК), углеводы, в том числе пищевые волокна; минорные компоненты (витамины, минеральные вещества и микроэлементы, биологически активные вещества).


Рекомендуемое распределение в процентном отношении потребления энергии по приемам пищи:

- завтрак - 25%;

- 2-й завтрак - 5%;

- обед - 35%;

- полдник - 10%;

- ужин - 25%.

Допускаются отклонения в процентном отношении потребления в зависимости от индивидуальных особенностей режимов питания и пищевых предпочтений.

В рацион рекомендуется включать все основные традиционные продукты:

- хлеб из смеси ржаной и пшеничной муки, или с добавлением цельнозерновой муки или отрубей, зерновые хлебцы, крупы и макаронные изделия;

- молоко и молочные продукты (молоко, кефир, йогурт без фруктовых наполнителей и др. кисломолочные продукты с массовой долей жира (м.д.ж.) не более 2,5%, творог с м.д.ж. не более 5,0%, сыры с м.д.ж. не более 30%, сметана с м.д.ж. не более 15%, сливочное масло с м.д.ж. не более 72,5%;

- мясо, птицу и рыбу (рыба должна быть в рационе не менее 2 раз в неделю);

- растительные масла (подсолнечное, кукурузное, соевое, оливковое и другие);

- блюда из яиц (2-3 раза в неделю), кроме этого яйца могут быть использованы как компонент других блюд (салаты, выпечка и другие);

- достаточное количество фруктов и овощей в свежем виде и после кулинарной обработки - около 400 г в сутки.

- в рацион рекомендуется включать обогащенную и специализированную пищевую продукцию, включая биологически активные добавки (БАД) на растительной основе, проявляющие успокоительное действие, в состав которых входят пустырник, валериана, мелисса, ромашка, шалфей и другие. Для повышения адаптационного потенциала организма в условиях стрессовых ситуаций, на фоне домашнего карантина и самоизоляции, рекомендуется включение витаминно-минеральных комплексов, в частности, содержащих витамины D, А, Е, С цинк, селен в дозах, близких к рекомендуемым суточным нормам потребления.

 

В период самоизоляции ребенка рекомендуется придерживаться режима питания, включающего три основных приёма пищи и 1-2 перекуса.

 

Завтрак - крупяные, яичные, творожные блюда (каши, омлеты, запеканки и др.). Оптимальным дополнением могут быть свежие овощи или фрукты или блюда из свежих овощей или фруктов, сыр. Напитки - для детей "кофейный напиток" на основе злаков, чай, какао.

 

Второй завтрак - соки, фрукты, сухофрукты, орехи, молоко и кисломолочные продукты, предпочтительно без сладких наполнителей, сушки, баранки, зерновые хлебцы, не сдобное печенье.

 

Обед - закуска (свежие овощи или салат из овощей), первое и второе блюда, напиток. Салат заправлять преимущественно растительным маслом (подсолнечным, оливковым, кукурузным и пр.). Первые блюда, в первую очередь, овощные супы, щи, борщ, рыбные супы и другие. Вторые блюда -блюда из мяса, птицы или рыбы с применением различной способов кулинарной обработки. Гарниры - блюда из овощей, круп или макаронных изделий. Напитки - компоты, кисели, морсы и отвары из свежих или сухих фруктов со сниженным содержанием добавленного сахара или без него. Если в качестве первого блюда используется крупяное, то в качестве гарнира идет овощное блюдо и наоборот.

 

Полдник - те же продукты, что и на второй завтрак, но без дублирования.

 

Ужин - блюда из овощей или круп, блюда из мяса, птицы и рыбы, блюда из творога. Напитки - чай, чай с молоком.

 

На ночь - кефир, йогурт, биойогурт, ряженка, биолакт и другие кисломолочные продукты - м.д.ж. не более 2,5%, особенно обогащенные пробиотическими микроорганизмами.

Можно включать в рацион питания в качестве перекусов зерновые или фруктово-зерновые батончики, мюсли, хлопья, обогащенные пищевыми волокнами.

Важный элемент адекватного рациона питания – это соблюдение массы порций в зависимости от возраста ребенка.

 

Масса порций для детей в зависимости от возраста

Блюдо

Масса порций, г

3-6 лет

7-11 лет

11-18 лет

Каша, или овощное, или яичное, или творожное,

или мясное блюдо*

150-200

150-200

200-250

Закуска (холодное блюдо) (салат, овощи и т.п.)

50-60

60-100

100-150

Первое блюдо

180-200

200-250

250-300

Второе блюдо (мясное, рыбное, блюдо из мяса птицы)

70-80

90-120

100-120

Гарнир

130-150

150-200

180-230

Сладкое блюдо или напиток, или сок

150-200

180-200

180-200

Фрукты

100

100

100

Примечание:

* допускается комбинация разных блюд завтрака, при этом выход каждого блюда может быть уменьшен при условии соблюдения общей массы блюд завтрака.

 

Рекомендуемые способы приготовления блюд:


- для мяса, птицы, рыбы и овощей - отваривание, тушение, запекание и приготовление на пару;

- для заправки салатов предпочтение отдавать растительным маслам;

- вместо майонеза или сметаны рекомендуется использовать йогурт без наполнителей.

В зависимости от вкусовых привычек и предпочтений Вашего ребенка мясо, рыбу, птицу, отварные, тушеные, запеченные или приготовленные на пару можно заменить на котлеты, запеканки, зразы, тефтели на их основе и т.д.

Творог свежий можно заменить на блюда из него (сырники, запеканку, пудинг и др.).

Яйца можно готовить вкрутую, всмятку, а также заменять на омлеты (в том числе белковые), по желанию добавляя в них овощи.

Овощи можно употреблять как в сыром виде (салаты), так и заменять на винегрет, печеные и приготовленные на пару овощи.

В детском рационе рекомендуется минимизировать потребление соли, сахара, насыщенных и трансизомеров жирных кислот, в том числе за счет сокращения, а в некоторых случаях полного исключения потребления пищевых продуктов, являющихся основными источниками критически значимых пищевых веществ в рационах питания. К ним относятся:

- сахаристые и мучные кондитерские изделия;

- хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки высшего сорта;

- сладкие газированные напитки;

- сокосодержащие напитки, в т.ч. нектары;

- колбасы (вареные, варено-копченые, копченые, сырокопченые, сыровяленые), сосиски, сардельки;

- мясная деликатесная продукция (копченная и сырокопченая);

- сыры с м.ж.д. более 30%;

- мясо с высоким содержанием жиров;

- майонез;

- чипсы;

- фаст-фуд.

 

Соблюдение этих несложных рекомендаций поможет вашим детям провести время на самоизоляции без вреда для здоровья. Если ребенок чувствует внимание и близость родных, то ему будет гораздо легче перенести вынужденное «сидение» дома.

 

 

Информация подготовлена на основе открытых Интернет-источников

Отделение по организации гигиенического воспитания и обучения

 


Возврат к списку