Вторник, 2 Февраль 2021
Как правильно кормить ребенка в условиях самоизоляции
Самоизоляция и карантин являются важнейшими и обязательными противоэпидемическими мероприятиями в условиях распространения коронавируса COVID-19.
Питание детей, находящихся в режиме самоизоляции требует большого внимания со стороны родителей в части соблюдения привычного режима и структуры питания ребенка, поддержания должного питьевого режима, учета сниженной ежедневной двигательной активности, обусловленной отсутствием в режиме дня ребенка прогулок, привычных занятий в спортивных секциях, активного досуга в игровых комнатах.
Как правильно кормить ребенка, если он заболел, или оказался контактным с больным коронавирусом, и должен находиться на самоизоляции?
Оптимальное питание в значительной степени определяет защиту человека от воздействия отрицательных факторов окружающей среды, в том числе биологических (микробы, вирусы), повышая иммунореактивность организма.
Особенностями самоизоляции при пандемии, требующими изменения пищевого поведения, являются:
- Стрессоформирующая ситуация. Стрессовое состояние может проявляться как естественная реакция на потенциальную опасность, представленную на сегодняшний день коронавирусом нового типа. Постоянный стресс опасен, может привести к неврозам, а также опосредованно влиять на иммунную систему и, следовательно, адаптационный потенциал организма.
- необходимость усиления общей сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, в частности, биологической природы (микроорганизмы, вирусы) путем повышения защитных реакций организма;
- сниженная физическая активность.
Оптимальное питание ребенка в условиях самоизоляции должно полностью отвечать потребностям детского организма в макро- и микронутриентах и, что особенно важно, в пониженной калорийности, а также способствовать снижению воздействия стрессоформирующей ситуации.
Период самоизоляции характеризуется снижением физической активности, что приводит к уменьшению энерготрат на 200-400 ккал и более в сутки для детей от 3 до 18 лет.
Сохранение привычного режима питания приводит к неизбежному набору веса за счет жировой ткани, и может приводить к уменьшению мышечной массы. Период длительного нахождения в домашних условиях, наличие избытка свободного времени, высокая доступность пищевых продуктов, и нарушение аппетита или, чаще, пищевого поведения, как реакция на стресс может провоцировать увеличение суточного энергопотребления. Нарушение пищевого поведения выражается в постоянном желании что-то съесть, заглянуть в холодильник («синдром холодильника») при психоэмоциональном напряжении, волнении или сразу после окончания действия фактора, вызвавшего стресс.
Для того чтобы поддерживать у ребенка нормальную массу тела и сохранить сбалансированность между жировой и мышечной массой необходимо соблюдение полноценного, адекватного рациона питания со снижением калорийности на 200-400 ккал по сравнению с привычным, что в среднем составляет:
- 1500 ккал для детей в возрасте от 3 до 7 лет (с учетом уровня физической активности);
- 1600-2000 ккал для детей в возрасте от 7 до 18 лет (с учетом уровня физической активности);
Энергетическая ценность рациона напрямую зависит от индивидуального уровня физической активности. Следует помнить, что энергетическая ценность рациона питания ребенка, помимо основного обмена и физической активности, должна обеспечивать процессы роста, развития, и формирования организма.
При этом важно сохранять максимальное разнообразие пищевых продуктов - источников белков, жиров, углеводов и микронутриентов, обеспечивать потребление воды. Ориентировочно ребенку дошкольного возраста требуется не менее 1 л свободной жидкости в день, детям от 12-18 лет - 1,5 л. Следует учитывать всю питьевую воду и все напитки в рационе питания.
Химический состав рекомендуемого рациона: полноценные животные белки; жиры, в том числе полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК), углеводы, в том числе пищевые волокна; минорные компоненты (витамины, минеральные вещества и микроэлементы, биологически активные вещества).
Рекомендуемое распределение в процентном отношении потребления энергии по приемам пищи:
- завтрак - 25%;
- 2-й завтрак - 5%;
- обед - 35%;
- полдник - 10%;
- ужин - 25%.
Допускаются отклонения в процентном отношении потребления в зависимости от индивидуальных особенностей режимов питания и пищевых предпочтений.
В рацион рекомендуется включать все основные традиционные продукты:
- хлеб из смеси ржаной и пшеничной муки, или с добавлением цельнозерновой муки или отрубей, зерновые хлебцы, крупы и макаронные изделия;
- молоко и молочные продукты (молоко, кефир, йогурт без фруктовых наполнителей и др. кисломолочные продукты с массовой долей жира (м.д.ж.) не более 2,5%, творог с м.д.ж. не более 5,0%, сыры с м.д.ж. не более 30%, сметана с м.д.ж. не более 15%, сливочное масло с м.д.ж. не более 72,5%;
- мясо, птицу и рыбу (рыба должна быть в рационе не менее 2 раз в неделю);
- растительные масла (подсолнечное, кукурузное, соевое, оливковое и другие);
- блюда из яиц (2-3 раза в неделю), кроме этого яйца могут быть использованы как компонент других блюд (салаты, выпечка и другие);
- достаточное количество фруктов и овощей в свежем виде и после кулинарной обработки - около 400 г в сутки.
- в рацион рекомендуется включать обогащенную и специализированную пищевую продукцию, включая биологически активные добавки (БАД) на растительной основе, проявляющие успокоительное действие, в состав которых входят пустырник, валериана, мелисса, ромашка, шалфей и другие. Для повышения адаптационного потенциала организма в условиях стрессовых ситуаций, на фоне домашнего карантина и самоизоляции, рекомендуется включение витаминно-минеральных комплексов, в частности, содержащих витамины D, А, Е, С цинк, селен в дозах, близких к рекомендуемым суточным нормам потребления.
В период самоизоляции ребенка рекомендуется придерживаться режима питания, включающего три основных приёма пищи и 1-2 перекуса.
Завтрак - крупяные, яичные, творожные блюда (каши, омлеты, запеканки и др.). Оптимальным дополнением могут быть свежие овощи или фрукты или блюда из свежих овощей или фруктов, сыр. Напитки - для детей "кофейный напиток" на основе злаков, чай, какао.
Второй завтрак - соки, фрукты, сухофрукты, орехи, молоко и кисломолочные продукты, предпочтительно без сладких наполнителей, сушки, баранки, зерновые хлебцы, не сдобное печенье.
Обед - закуска (свежие овощи или салат из овощей), первое и второе блюда, напиток. Салат заправлять преимущественно растительным маслом (подсолнечным, оливковым, кукурузным и пр.). Первые блюда, в первую очередь, овощные супы, щи, борщ, рыбные супы и другие. Вторые блюда -блюда из мяса, птицы или рыбы с применением различной способов кулинарной обработки. Гарниры - блюда из овощей, круп или макаронных изделий. Напитки - компоты, кисели, морсы и отвары из свежих или сухих фруктов со сниженным содержанием добавленного сахара или без него. Если в качестве первого блюда используется крупяное, то в качестве гарнира идет овощное блюдо и наоборот.
Полдник - те же продукты, что и на второй завтрак, но без дублирования.
Ужин - блюда из овощей или круп, блюда из мяса, птицы и рыбы, блюда из творога. Напитки - чай, чай с молоком.
На ночь - кефир, йогурт, биойогурт, ряженка, биолакт и другие кисломолочные продукты - м.д.ж. не более 2,5%, особенно обогащенные пробиотическими микроорганизмами.
Можно включать в рацион питания в качестве перекусов зерновые или фруктово-зерновые батончики, мюсли, хлопья, обогащенные пищевыми волокнами.
Важный элемент адекватного рациона питания – это соблюдение массы порций в зависимости от возраста ребенка.
Масса порций для детей в зависимости от возраста
Блюдо |
Масса порций, г | ||
3-6 лет |
7-11 лет |
11-18 лет | |
Каша, или овощное, или яичное, или творожное, или мясное блюдо* |
150-200 |
150-200 |
200-250 |
Закуска (холодное блюдо) (салат, овощи и т.п.) |
50-60 |
60-100 |
100-150 |
Первое блюдо |
180-200 |
200-250 |
250-300 |
Второе блюдо (мясное, рыбное, блюдо из мяса птицы) |
70-80 |
90-120 |
100-120 |
Гарнир |
130-150 |
150-200 |
180-230 |
Сладкое блюдо или напиток, или сок |
150-200 |
180-200 |
180-200 |
Фрукты |
100 |
100 |
100 |
Примечание:
* допускается комбинация разных блюд завтрака, при этом выход каждого блюда может быть уменьшен при условии соблюдения общей массы блюд завтрака.
Рекомендуемые способы приготовления блюд:
- для мяса, птицы, рыбы и овощей - отваривание, тушение, запекание и приготовление на пару;
- для заправки салатов предпочтение отдавать растительным маслам;
- вместо майонеза или сметаны рекомендуется использовать йогурт без наполнителей.
В зависимости от вкусовых привычек и предпочтений Вашего ребенка мясо, рыбу, птицу, отварные, тушеные, запеченные или приготовленные на пару можно заменить на котлеты, запеканки, зразы, тефтели на их основе и т.д.
Творог свежий можно заменить на блюда из него (сырники, запеканку, пудинг и др.).
Яйца можно готовить вкрутую, всмятку, а также заменять на омлеты (в том числе белковые), по желанию добавляя в них овощи.
Овощи можно употреблять как в сыром виде (салаты), так и заменять на винегрет, печеные и приготовленные на пару овощи.
В детском рационе рекомендуется минимизировать потребление соли, сахара, насыщенных и трансизомеров жирных кислот, в том числе за счет сокращения, а в некоторых случаях полного исключения потребления пищевых продуктов, являющихся основными источниками критически значимых пищевых веществ в рационах питания. К ним относятся:
- сахаристые и мучные кондитерские изделия;
- хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки высшего сорта;
- сладкие газированные напитки;
- сокосодержащие напитки, в т.ч. нектары;
- колбасы (вареные, варено-копченые, копченые, сырокопченые, сыровяленые), сосиски, сардельки;
- мясная деликатесная продукция (копченная и сырокопченая);
- сыры с м.ж.д. более 30%;
- мясо с высоким содержанием жиров;
- майонез;
- чипсы;
- фаст-фуд.
Соблюдение этих несложных рекомендаций поможет вашим детям провести время на самоизоляции без вреда для здоровья. Если ребенок чувствует внимание и близость родных, то ему будет гораздо легче перенести вынужденное «сидение» дома.
Информация подготовлена на основе открытых Интернет-источников
Отделение по организации гигиенического воспитания и обучения