Режим дня школьника

Вторник,  8  Сентябрь  2020

Режим дня - это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребёнка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. На протяжении недели работоспособность меняется. Так в понедельник она не высокая. Это можно объяснить адаптацией ребёнка к режиму общеобразовательной организации после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда оптимальный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и в среду, а начиная с четверга, работоспособность ухудшается, достигая самых низких характеристик, в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное утомление.

От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит его состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

1. Правильное чередование труда и отдыха.

2. Регулярный прием пищи.

3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.

4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.

5. Определенное время для приготовления домашних заданий.

6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

При организации сна учитываются возрастные нормы суточной потребности детей во сне: для детей 6-7 лет - 11 часов; 8-9 лет - 11-10,5 часов; 10 лет – 10,5-10 часов; 11-12 лет - 10-9,5 часов; 13-14 лет – 9,5-9 часов; 15 лет и старше - 9-8,5 часов. Подъем детей после ночного сна рекомендуется проводить не ранее 7 часов утра. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов.

Отход ко сну детям младшего школьного возраста рекомендуется организовать не позднее 21-00 часа, детям среднего и старшего школьного возраста – в 22.00 - 22.30. 

Для детей младшего школьного возраста (до 10 лет), а также детям с отклонениями в состоянии здоровья, перенесших инфекционное заболевание, быстро утомляющимся необходимо организовать дневной сон продолжительностью 1- 2 часа.

После ночного сна в режиме дня должна быть предусмотрена утренняя зарядка продолжительностью не менее 15 минут.

В режиме дня организуется питание не менее 5 раз в день (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин) с интервалами между приемами пищи не более 4 часов. В период учебного процесса второй завтрак рекомендуется организовывать после второго или третьего урока, продолжительность перемены для приема пищи должна быть не менее 20 минут.

В режиме дня школьника должны предусматриваться прогулки в первой и второй половине дня суммарной продолжительностью не менее 3,5 часов для детей младшего школьного возраста и не менее 2,5 часов для детей среднего и старшего школьного возраста.

Вечернюю прогулку рекомендуется проводить перед ужином, после выполнения домашнего задания. В выходные дни и каникулярное время следует предусматривать дополнительное пребывание детей на свежем воздухе для проведения спортивных занятий, подвижных игр, экскурсий, походов и др.

В режиме дня предусматривается время на подготовку уроков (выполнение домашнего задания) в период учебного процесса. Затраты времени на подготовку уроков для обучающихся не должны превышать (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 часа, в 4 - 5 классах - 2 часа, в 6 - 8 классах - 2,5 часа, в 9 - 11 классах - до 3,5 часа.

Между учебными занятиями и началом приготовления домашнего задания должен быть предусмотрен перерыв 2-2,5 часа для отдыха и прогулки.

В режиме дня должно быть предусмотрено свободное время для младших школьников - 1-1,5 часа, для старших школьников - 1,5-2 часа.

Длительность просмотра телепередач детьми младшего школьного возраста - 1 час, среднего и старшего школьного возраста - 1,5 часа.

Оптимальное количество занятий с использованием компьютера в течение учебного дня для обучающихся 1-4 классов составляет 1 урок, для обучающихся 5-8 классов - 2 урока, для обучающихся 9-11 классов - 3 урока.

Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором составляет: для обучающихся 1-2 классов - не более 20 минут, для обучающихся 3-4 классов - не более 25 минут, для обучающихся 5-6 классов - не более 30 минут, для обучающихся 7-11 классов - 35 минут.

Внеучебные занятия с использованием компьютера рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью: для обучающихся 2-5 классов не более 60 мин, для обучающихся 6-х классов и старше - не более 90 мин. Время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 мин для обучающихся 2-5 классов и 15 мин для обучающихся более старших классов. Рекомендуется проводить их в конце занятия. В период школьных каникул компьютерные игры с навязанным ритмом рекомендуется проводить не более одного раза в день продолжительностью до 10 мин для детей младшего школьного возраста и до 15 мин для детей среднего и старшего школьного возраста. Запрещается проводить компьютерные игры перед сном.

Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1-4 классах не должна превышать 5 минут, в 5-11 классах - 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1 - 2 классах составляет не более 25 минут, 3-4 классах и старше - не более 30 минут.

С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а после каждого урока - физические упражнения для профилактики общего утомления.

Ежедневное соблюдение четко выстроенного режима дня постепенно становится привычным ритмом жизни школьника, что способствует сохранению его психического и физического здоровья.

 

Материал подготовлен отделением обеспечения санитарного надзора и экспертиз по гигиене детей и подростков с использованием открытых источников информации в сети интернет, а также СанПиН 2.4.3259-15 и СанПиН 2.4.2.2821-10.

Возврат к списку